Тарский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и увеличение прибыли, должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства.
Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленная на получение и увеличение прибыли, должна подвергаться проверкам со стороны государства с целью недопущения злоупотреблений и нарушения законодательства.

 Таким образом, должен иметь место контроль (надзор) государства в лице его специальных органов за деятельностью организаций и частных предпринимателей. 

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее –
Закон) регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Данным Законом установлены (в том числе) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.
Согласно статье 8 Закона (Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности): 
1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). 
2. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе установленных видов деятельности.
3. Предъявление требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, установленных федеральными законами, не допускается.
4. В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников осуществляемой ими предпринимательской деятельности  и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
5. Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг. Указанное уведомление может быть представлено в форме электронного документа.
6. Дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сообщаются сведения о следующих изменениях:
1) изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
2) изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
3) реорганизация юридического лица.
7. Сведения об указанных в части 6 настоящей статьи изменениях представляются в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ не позднее десяти рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Правительством Российской Федерации устанавливаются форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) непосредственно либо через МФЦ, в том числе в форме электронных документов, а также порядок их учета.
9. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют виды деятельности, указанные в части 2 настоящей статьи, в случае непредставления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности или представления таких уведомлений с содержанием в них недостоверных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 21 Закона руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
- знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа  муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
Помимо прав проверяемые лица при осуществлении контролирующими органами мероприятий по контролю несут обязанности, неисполнение которых влечет за собой возможность привлечения проверяемых лиц к административной ответственности.
К числу таких обязанностей, согласно части 1 статьи 25 Закона, относится обязанность обеспечить при проведении проверки присутствие руководителей, должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченных представителей.
Часто в ходе проверок должностным лицам контролирующих органов необходимо осуществить осмотр различных помещений проверяемого лица, документов, составляемых в ходе осуществления деятельности проверяемым  лицом, осмотр средств, с помощью которых осуществляется предпринимательская деятельность и т. д. Выполнение данных действий возможно только в случае предоставления доступа к таким помещениям, документам и средствам представителями проверяемого лица.
С данной целью законодательно установлена обязанность обеспечить присутствие проверяемого лица при проведении проверок.
Согласно части 2 статьи 25 Закона руководители, должностные лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, их уполномоченные представители, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает виды административных правонарушений, за совершение которых в ходе проведения проверки проверяемое лицо может быть подвергнуто административному наказанию:
статья 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)";
статья 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора)";
статья 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)".
Таким образом, чтобы начать новую деятельность, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю достаточно уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) либо МФЦ, что отменяет процедуру получения всевозможных разрешений и заключений, которые требовались ранее.
Систематическое наблюдение за исполнением обязанностей, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, четко прописанными в данном Законе, позволят действовать в рамках законодательства с целью дальнейшего развития своей деятельности.
 
Ирина Бударина,
ведущий специалист-эксперт 
Омского отдела 
Управления Росреестра 
по Омской области.
 

16.03.2017 09:23

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter